Транспортный налог в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Как подтвердить право на льготу по транспортному налогу?

Чтобы воспользоваться законным правом не платить транспортный налог или уплачивать его в сокращенном объеме, необходимо подать соответствующее заявление ИФНС. При заполнении заявления нужно указать, предоставите ли вы документы, подтверждающие вашу льготную категорию, лично или просто укажете их реквизиты для проверки соответствующими службами.

Если документов на руках нет, то по реквизитам налоговая инспекция самостоятельно направит запрос. Это может занять чуть больше времени.

Подать заявление можно онлайн через сайт налоговой службы. Также можно обратиться в многофункциональный центр. Через Госуслуги подтвердить льготу невозможно, такая функция сервисом не предусмотрена.

До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Как узнать сумму транспортного налога?

Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из “письма счастья”, либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.

Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:

  • мощности автомобиля;
  • региональной налоговой ставки;
  • количества месяцев владения транспортным средством;
  • надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.

Таким образом, каждый автовладелец может рассчитать сумму своего налога самостоятельно. Это особенно полезно льготникам, так как периодически сотрудники ФНС забывают учесть соответствующие скидки, а также тем до кого “письма счастья” приходят с опозданием. Неуплата или просрочка наказываются штрафом, но об этом мы расскажем далее в статье.

Кто получил право не платить сборы

Сбор, взимаемый с владельцев автотранспорта, является региональным. Интересно, что все правила относительно уплаты сборов, регулируются Налоговым Кодексом на федеральном уровне и законами, которые установлены в определённом регионе.

Читайте также:  Растаможка авто из России в Казахстане

Таким образом, сразу решено, кто получает освобождение от уплаты транспортного налога, когда необходимо производить оплату и в каком денежном эквиваленте.

Региональные власти издают приказы, где указывают, кто относится к льготной категории граждан.

В Налоговом Кодексе РФ в главе 28 есть ряд статей, которые определяют размер, сроки и порядок уплаты, а также зафиксированы лица, имеющие право на получение льгот: 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362 и 363.

Конечно же сразу появляется вопрос: а могут ли недееспособные граждане, инвалиды и пенсионеры претендовать на получение особых привилегий от государства?

Все правила и нюансы вносятся, опираясь на местное законодательство.

Разберёмся, кто же освобождается от транспортного налога в России.

Справедливости ради были учтены:

  • лица, деятельность которых ограничена в силу умственных, физических или других нарушений по здоровью;
  • ветераны ВОВ и боевых действий;
  • лица, находившиеся в плену у немцев;
  • герои Советского союза и современной России, которые получили ордена за свои заслуги.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2021);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2021 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

На федеральном уровне, для инвалидов в 2023 году предусмотрены налоговые попустительства. Это касается граждан, относящихся к первой и второй группам инвалидности. Сюда же относят тех, что обрел свой статус посредством последствий ЧАЭС или же других подобных катастроф.

Представленные льготы необходимы для данной категории для облегчения их жизнедеятельности и свободы перемещения в городских, либо сельских условиях.

ВАЖНО !!! Для того, чтобы воспользоваться собственным правом на получение льгот, необходимо иметь удостоверение, подтверждающее данный факт, а покупка и оформление транспортного средства должна происходить посредством социальной службы.

Данное снижение налога не относится к инвалидам, получившим третью группу.

Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?

В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.

Налоги:

— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.

— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.

— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.

Сборы:

Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.

Общие правила налогообложения

Система налогообложения в РФ действует на трех уровнях – федеральные, региональные и местные налоги. Транспортный налог отнесен к компетенции субъектов РФ, чьи исполнительные и законодательные органы вправе:

  1. вводить транспортный налог на своей территории, либо отменять его на определенный срок;
  2. определять порядок и сроки начисления и оплаты налога;
  3. определять ставки налоговых обязательств, в том числе с понижающими или повышающими коэффициентами;
  4. устанавливать категории плательщиков, полностью или частично освобожденных от платежей.
Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 году

Указанные полномочия реализуются путем принятия региональных законов, которые вступают в силу только после обнародования.

На федеральном уровне утверждены базовые ставки транспортного налога. Полномочия субъектов РФ позволяют уменьшать или увеличивать указанные ставки не более чем в 10 раз. Для стандартных единиц автотранспорта, чья мощность не превышает 150 л.с., никаких ограничений по уменьшению ставок не предусмотрено.

Ставки и льготы в региональных законах могут менять ежегодно. Принятие такого решения зависит от экономической ситуации в регионе, состояния доходной и расходной части бюджета, размера федеральных субвенций и трансфертов. Поэтому размеры ставок и перечень льготных категорий плательщиков может существенно отличаться даже в соседних субъектах РФ.

При установлении льгот по освобождению от уплаты транспортного налога применяются следующие правила:

  • изменение в законе субъекта РФ должно быть одобрено представительным органом власти, и подлежит обнародованию в СМИ или на официальном интернет-портале;
  • изменения в налоговом законодательстве, в том числе регионального уровня, вступают в силу с начала следующего календарного года – исключение может быть установлено в нормативном акте, если положение налогоплательщиков улучшается;
  • налоговые льготы могут распространяться только на категории граждан или юридических лиц – не допускается вводить льготы в отношении конкретных субъектов.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), являющиеся объектами налогообложения (ст. 357 НК РФ). Налоги на автомобили для физических лиц по умолчанию уплачивают их владельцы. Автоналог на грузовые автомобили и спецтехнику также уплачивают их собственники, как правило, ими являются ИП и юрлица.

Если владелец выдал другому лицу доверенность на право пользования и распоряжения ТС, то в этом случае дорожный сбор оплачивает лицо, указанное в доверенности. При этом владелец ТС должен уведомить налоговую по месту жительства о факте выдаче такой доверенности.

Объекты налогообложения (ч. 1 ст. 358 НК РФ) – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, другие машины и механизмы, воздушные и водные ТС, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая амнистия — разбираем понятие

В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).

Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.

Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).

Как считают транспортный налог в России

Физлицам не нужно считать размер взноса самостоятельно. За них этим занимается ФНС. Благодаря общей базе данных, сотрудники налоговой узнают, количество и мощность транспортных средств, принадлежащих одному гражданину. Сумма платежа указывается в уведомлении, рассылку которых ФНС начинает с сентября. Характеристики, которые учитывает ФНС при расчетах:

  • Налоговая база, т. е. мощность автомобиля/мотоцикла или любого другого транспорта. Данные берутся из регистрационных документов.
  • Ставка. Эта величина определяет стоимость одной единицы налоговой базы.
  • Период владения. Время, на протяжении которого гражданин является владельцем указанного ТС.
  • Повышающий коэффициент. Его устанавливают индивидуально для иномарок, слишком дорогих автомобилей (дороже 3 млн рублей). Список моделей таких авто ежегодно определяет Минпромторг.

Эти параметры учитываются автоматически, но проверять информацию в уведомлениях всегда нужно. Сбои в налоговой базе данных могут вызвать изменение данных, и вместо 150 л. с. в квитанции у автомобиля будет 250 л. с. Ставка транспортного налога определяется персонально каждым регионом. Во всех субъектах РФ этот параметр устанавливают, исходя из мощности двигателя. Но НК РФ дает регионам право определять ставку, исходя из тяги, вместимости или количества ТС, числящихся за физлицом.

В некоторых областях действуют дифференцированные ставки. Это означает, что при наличии двух автомобилей одинаковой мощности за более старый придется заплатить дополнительно. Если регион воздержался от выставления своих ставок, то для расчетов используют коэффициенты, указанные в НК РФ.

Как рассчитывается размер транспортного налога

Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.

Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.

Читайте также:  Какой порядок раздела имущества при разводе с детьми предусмотрен законом?

Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.

Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.

Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
  • снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
  • обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
  • специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Особенности ситуации 2019 года

Несмотря на то, что шансов на отмену транспортного налога в 2019 году немного (уж слишком привлекательно выглядят суммы налоговых поступлений за движимое имущество владельцев транспортных средств), процесс урегулирования этой сложной ситуации продолжается.

В июне в Госдуму был внесен очередной законопроект №480908-7, в котором предлагается полностью отменить главу 28 НК РФ о транспортном налоге, а сам налоговый сбор включить в стоимость автомобильного топлива, чтобы сделать налоговую ситуацию более справедливой (сумма сбора должна зависеть от частоты эксплуатации автомобиля) и дать право автовладельцам, не пользующимся автомобилем, сэкономить. Это законопроект, как и все предыдущие, Госдума отклонила.

Таким образом, транспортный налог – цел и невредим, его будут взимать в 2019 году (уплата до 1 декабря), и пока, «легкие деньги» в местные бюджеты этот налог приносит, не стоит рассчитывать, что власти легко согласятся на его отмену.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *